Типы мостов
Мосты относятся к одним из древнейших видов инженерных конструкций. В общем случае, мостом называют любое сооружение, обеспечивающее проезд (или проход) через определенное препятствие. Чаще всего, мосты ассоциируются с преодолением водных преград (рек, озер, проливов), но, нередко, они прокладываются через овраги, болота или даже над другими дорогами.
В настоящий момент, существует довольно много типов подобных сооружений. Классификация мостов может осуществляться по различным критериям. Среди наиболее распространенных отметим:
- назначение;
- используемый материал;
- длина;
- конструкционная схема пролетов;
- принцип работы;
- срок службы.
Рассмотрим эти критерии более подробно.
Классификация мостов по назначению выделяет следующие типы:
- пешеходный;
- автодорожный;
- железнодорожный;
- городской (предусматривает возможность движения различных видов транспорта и пешеходов);
- совмещенный или многоуровневый (предусматривает движение различных видов транспорта по различным уровням моста);
- путепровод (предполагает наличие транспортных потоков в обоих направлениях);
- эстакада (один из немногих типов мостов, который не предполагает преодоления препятствия – его задача состоит в том чтобы «поднять» дорогу над землей для различных целей, например – для обустройства транспортной развязки).
Отдельно в этой классификации выделяются специальные мосты, имеющие специфическое назначение. К ним относятся, например, акведуки – мосты для подачи воды.
С точки зрения материалов изготовления нас не ждет ничего необычного. Мосты можно поделить на:
- каменные;
- деревянные;
- металлические;
- бетонные;
- железобетонные;
- комбинированные (наиболее распространенная комбинация – сталь и железобетон).
Классификация мостов по длине делит их на:
- малые – не длиннее 25 м;
- средние – не больше 100 м;
- большие – до 500 м;
- внеклассные – мосты, чья длина превышает 500 м, или мосты, в которых длина одного пролета превышает 150 м.
По конструкционной схеме пролетов мосты делятся на: балочные, арочные, рамные, висячие и вантовые. Существуют так же комбинированные мосты, которые объединяют несколько конструкционных решений.
Современные мосты сильно отличаются от своих первых прародителей.
Сегодня, это сложные инженерные системы с различным автоматическим оборудованием. Именно поэтому появилась классификация по принципам работы:
- Обычные – жесткая конструкция, не предусматривающая изменение параметров моста.
- Разборные – могут быть быстро демонтированы на время паводка (или в случае иной необходимости), и так же быстро установлены обратно.
- Разводные – пролетная часть таких мостов может двигаться, обеспечивая прохождение судов под ними. Именно такие мосты, как правило, снабжаются сложными системами автоматики. Движение пролетной части может обеспечиваться различными принципами: поворотом, подъемом, откатом, и т.д.
- Наплавные – мосты, установленные на плавучих опорах. Отличаются крайне высокой скоростью монтажа, благодаря чему используются в военных целях, при стихийных бедствиях и как временные решения.
По сроку службы мосты делят на:
- временные (не предусматривают длительной эксплуатации);
- постоянные (их срок эксплуатации зависит от конструкционных материалов и периодичности обслуживания).